Требования профессии к человеку
Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Попробуем сформулировать их для каждого типа, класса, отдела и группы профессий.
Профессии типа «Человек — Техника». Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). Особенность технических объектов этого типа в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуются точность, определенность действий. Нужна и высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Последние качества важны, конечно, везде, но в технике с ее точностью, дробным делением труда им уделяется особое внимание.
Техника как предмет труда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области, причем изобретать можно необязательно новые продукты труда, но и способы работы.
Подтипы профессий типа «Человек – Техника»
Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород:
Проходчик, машинист бульдозера, техник геофизик, инженер по опробованию и испытанию скважин
Профессии, связанные с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, изделий:
Сборщик верха обуви, столяр, плотник, оптик, ткач, прессовщик изделий из пластмассы
Профессии, связанные с производством и обработкой металла, механической сборкой, монтажом машин, приборов, оборудования:
Горновой, токарь, фрезеровщик, шлифовщик, оператор станков с программным управлением, сборщик-достройщик судовой.
Профессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием механического оборудования, технологических машин, установок, транспортных средств:
Слесарь-ремонтник, осмотрщик-ремонтник вагонов, механик.
Профессии, связанные с монтажом, ремонтом зданий, сооружений, конструкций:
Каменщик, электросварщик, строитель, архитектор, слесарь-судоремонтник, арматурщик.
Профессии, связанные с монтажом, сборкой электрорадиооборудования, приборов, аппаратов:
Электромонтажник, сборщик электронных часов, техник по производству вычислительных машин, сборщик микросхем, монтажник-вакуумщик.
Профессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием электрооборудования, приборов, аппаратов:
Радиомеханик, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, инженер радиосвязи, техник-электрик, часовщик.
Профессии, связанные с применением подъемных и транспортных средств, управлением ими:
Водитель, пилот, техник водолазного дела, машинист тепловоза, судоводитель, инженер по транспорту, багермейстер.
Профессии, связанные с переработкой продуктов сельского хозяйства:
Маслодел, повар, кондитер, пекарь, техник-технолог по мясным продуктам.
Профессии типа «Человек — Человек». Главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Поэтому существенное значение имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях.
Вот краткий перечень личных качеств, которые очень важны при работе по профессии этого типа:
Устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно папин, себя не место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми; терпение.
Конечно, только перечисленных выше качеств недостаточно для успешной деятельности по профессиям и специальностям рассматриваемого типа. Необходима хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства.
Подтипы профессий типа «Человек – Человек»
Профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами:
Директор предприятия, бригадир поезда, капитан флота, бригадир, инженер по организации управления производством
Профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов, профессиональной подготовкой:
Воспитатель детсада, учитель, тренер, инженер по подготовке кадров, инструктор-летчик, репетитор цирковых номеров, репетитор по технике речи.
Профессии, связанные с материально-бытовым, торговым обслуживанием людей:
Проводник, продавец, парикмахер, официант, приемщик заказов, буфетчик, бармен.
Профессии, связанные с информационным обслуживанием людей:
Телефонист, телеведущий, юрист, экскурсовод, библиотекарь.
Профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами:
Дирижер, режиссер, художественный руководитель.
Профессии, связанные с медицинским обслуживанием людей:
Медсестра, фельдшер, акушерка, врач, косметолог.
Профессии типа «Человек — Природа». Представителей этой профессии объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная, которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная, связанная с познанием ее законов и применением их. Поэтому, выбирая профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к мастерской, где вы будете работать, или как к месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом.
Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздников, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям, очень много сведений приходится держать в уме. Необходимо также обладать дальновидностью,
чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда. Важны инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Изменчивые условия труда требуют от работника творческого мышления.
Подтипы профессий типа «Человек – Природа»
Профессии, труд в которых направлен на растительные организмы:
Почвовед, семеновод, овощевод, агроном, цветовод-декоратор
Профессии, труд в которых направлен на животные организмы:
Ветеринар, дояр, зоолаборант питомника, пчеловод, животновод, приемщик яиц.
Профессии, труд в которых связан с микроорганизмами:
Лаборант химикобактериалогического анализа, оператор в производстве заквасок, оператор выращивания дрожжей, аппаратчик обработки крови.
Профессии типа «Человек — Знаковая система». Мы встречаемся со знаками чаще, чем обычно представляем себе. Это и цифры, и коды, и условные знаки, естественные или искусственные языки, и чертежи. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками, а с другой — представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением и воссоздающим воображением. А, учитывая, что знаки сами по себе часто имеют малозаметные различия, необходимы такие качества в работе с ними, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.
Подтипы профессий типа «Человек – Знаковая система»
Профессии, труд которых направлен на создание и оформление документов, делопроизводство, анализ текстов или их преобразование, перекодирование:
Оператор связи, секретарь-машинистка, стенографист, корректор, технический редактор, библиограф, переводчик, нотографик, нотариус
Профессии, труд в которых направлен на числа, количественные соотношения:
Калькулятор на предприятии, оператор вычислительных машин, контроллер-кассир, бухгалтер, экономист, программист, статистик.
Профессии, труд в которых направлен на системы условных знаков, схематические отображения объектов:
Чертежник-конструктор, картограф-составитель, топограф, геодезист, аэрофотогеодезист
Профессии типа «Человек — Художественный образ». Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека,— наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление. И конечно, трудолюбие. Наблюдения за конечным результатом часто создает обманчивое представление о легкости самого процесса труда. Между тем надо помнить, что за внешним эффектом стоит напряженная многочасовая ежедневная работа.
Работник искусства должен иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее, чем заслуживаешь), чтобы получать удовлетворение от своего труда, быть целеустремленным.
Подтипы профессий типа «Человек – Художественный образ»
Профессии, связанные с изобразительной деятельностью:
Разрисовщик обоев, облицовщик-плиточник, фотограф, разрисовщик игрушек, чеканщик, резчик по дереву, огранщик вставок в ювелирные изделия, визажист, художник по свету, реставратор, художник-постановщик.
Профессии, связанные с музыкальной деятельностью:
Настройщик пианино, концертмейстер, артист-вокалист, артист оркестра, настройщик музыкальных игрушек.
Профессии, связанные с писательской деятельностью:
Редактор, сотрудник газеты, корреспондент, писатель.
Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью:
Артист драмы, артист цирка, ведущий концерта.