КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
реализации инновационного проекта «Внедрение модели оптимизации управления педагогическим самообразованием в учреждении образования»
Цель инновационного проекта: повышение уровня самообразовательной компетентности педагогов посредством моделирования и создания развивающей образовательной среды в учреждении образования, оптимизации существующих организационно-управленческого, технологического, информационного аспектов методической работы и совершенствования самообразовательной практики.
Организационно-управленческая деятельность |
Методическое сопровождение |
Информационное обеспечение |
Психолого-педагогическая поддержка и валеологическое сопровождение |
Индивидуальная педагогическая деятельность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Мотивационно-концептуальный этап: март 2021 г. – август 2021 г. |
||||
Основная задача: создать для педагогических работников оптимальные, комфортные, мотивирующие к реализации инновационного проекта, здоровьесберегающие социально-психологические, организационно-управленческие, материально-технические условия организации целенаправленной самообразовательной деятельности. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1) Формирование идеи на основе проблемно-ориентированного анализа ситуации. 2) Определение стратегии, принципов, подходов организации самообразования педагогов. 3) Разработка и согласование инновационного проекта. 4) Заседание педагогического совета с рассмотрением вопроса «Интенсификация самообразовательной деятельности педагогов как важное средство успешного развития учреждения образования и профессионально-личностного роста членов коллектива». 4) Совещание участников инновационного проекта «Коллективная разработка проекта развития педагогического самообразования». 5) Утверждение Положения об управляемом самообразовании педагогов в учреждении образования, программы исследования «Предпосылки управления самообразованием педагога в учреждении образования». 6) Внесение корректив в планово-стратегическую документацию относительно определения ценностных ориентаций и целевых установок. 7) Формирование референтной и целевых групп. 8) Создание коллегиального органа управления. 9) Распределение функциональных обязанностей. 10) Планирование ресурсного обеспечения. |
1) Разработка системы методической поддержки педагогического самообразования. 2) Определение тематики и сроков реализации целевых методических мероприятий. 3) Проведение методологического семинара «Эффективная организация педагогического самообразования». 4) Разработка формы и структуры плана самообразования. 5) Составление реестра тем педагогического самообразования. |
1) Определение векторов и потоков информационного сопровождения педагогического самообразования. 2) Ознакомление с информацией на сайтах АПО, ИРО о возможностях повышения квалификации по темам самообразования, методическими рекомендациями. 3) Подготовка информации для установочного педагогического совета, для размещения на официальном сайте учреждения. |
1) Исследование запросов целевой аудитории и диагностика на предмет готовности к инновационной деятельности. 2) Мотивация коллектива к развитию практики педагогического самообразования. 3) Социометрия. 4) Определение уровня самообразовательной компетентности педагогов с использованием рефлексивных диагностических методик. |
1) Актуализация ценностно-смысловых и содержательных аспектов педагогического самообразования 2) Диагностика уровня самообразовательной компетентности. 3) Выявление методических, образовательных потребностей. 4) Включение в работу методических формирований. 5) Определение темы самообразования. 6) Планирование самообразования. 7) Оформление дневника педагога-инноватора. |
Возможные риски и пути их минимизации:
|
||||
Прогнозируемые результаты совместной деятельности по итогам I этапа:
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
II. Организационно-обучающий этап: сентябрь 2021 г. |
||||
Основная задача: обеспечить научно-методическое сопровождение деятельности участников проекта на всех этапах реализации инновационной модели с учетом достижений педагогической науки и эффективного педагогического опыта учреждений образования, реализующих инновационный проект |
||||
1) Обеспечение погружения в деятельность референтной и целевых групп педагогов в проекте на основе выработанных ценностно-смысловых установок (планомерные сборы групп). 2) Старт работы коллегиального органа управления. 3) Контроль за выполнением функциональных обязанностей участниками проекта. 4) Создание единого творчески-обогащённого интерактивного информационно-педагогического коммуникационного поля. 5) Сотрудничество с консультантом инновационного проекта, консультирование им инновационной деятельности. 6) Обеспечение благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе. 7) Создание системы управленческой поддержки и стимулирования (морального и материального) образовательных инициатив и педагогического творчества в ходе самообразовательной практики членов коллектива. 8) Поддержание в коллективе педагогов общности ценностных ориентаций, интересов, целевых установок в организации самообразовательной практики. |
1) Осуществление личностно адаптированной системы непрерывного корпоративного повышения самообразовательной компетентности педагогов и управленческой компетентности менеджеров самообразования (в соответствии с планом методической работы): обучающие семинары, консультации, практикумы и др. по вопросам целеполагания, концептуализации, планирования, организации самообразования, здоровьесбережения. |
1) Организация сетевого взаимодействия участников проекта (форума). 2) Создание на официальном сайте учреждения образования страницы по сопровождению инновации. 3) Оформление информационного стенда со сменной информацией по организации педагогического самообразования. 4) Разработка индивидуальных образовательных и информационных ресурсов. |
1) Поддержка субъектов самообразовательной деятельности посредством тренингов, консультаций, направленных на преодоление затруднений в ходе её организации. 2) Составление, отработка, коррекция, пополнение диагностического инструментария (в рамках проекта и педагогических исследований по темам самообразования). 3) Обеспечение социально-психологического комфорта. |
1) Реализация индивидуального плана педагогического самообразования. 2) Повышение квалификации на запланированных мероприятиях. 3) Библиографи-ческое исследование по теме самообразования (аннотирование, реферирование, заполнение дневника педагога-инноватора). |
Возможные риски и пути их минимизации:
|
||||
Прогнозируемый результат совместной деятельности по итогам II этапа:
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
III. Деятельностный этап: октябрь 2021 г. – апрель 2024 г. |
||||
Основная задача: сформировать и обеспечить информационными ресурсами партнерскую сеть для организации методического взаимодействия участников инновационной деятельности, выявления успешного инновационного опыта, совместного осмысления возникающих проблем, совершенствования работы по повышению уровня самообразовательной компетентности педагогических работников и развитию инновационной культуры. |
||||
1) Создание творческих, исследовательских групп по реализации проекта. 2) Поддержка системы профессиональной коммуникации. 3) Активное использование методов мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль и др.). 4) Развитие условий для личностно-профессионального роста членов педагогического коллектива в учреждении образования. 5) Регулирование социально-психологического климата в коллективе. 6) Формирование общей культуры учреждения образования. 7) Интеграция усилий субъектов самообразовательной деятельности в достижении целей развития учреждения образования. 8) Контроль за выполнением функциональных обязанностей участниками проекта, процессом внедрения модели организации самообразования педагогов в учреждении образования. 9) Презентация и поощрение промежуточных положительных результатов самообразовательной деятельности членов коллектива, определение приоритетных направлений педагогических исследований в ходе самообразования. |
1) Организация индивидуальных, парных, групповых и коллективных форм самообразовательной деятельности согласно инновационной модели. 2) Наблюдение за уровнями проявления самообразовательной компетентности педагогов на методических мероприятиях. 3) Проведение онлайн-семинара «Инновационная компетентность как фактор непрерывного профессионального самообразования педагогов» 4) Изучение и обобщение опыта. |
1) Активизация деятельности библиотеки, официального сайта учреждения образования. 2) Разработка системы управления знаниями. 3) Формирование информационных ресурсов. 4) Реализация педагогами информационно-консультационной деятельности (в т. ч. посредством сети участников инновационного проекта). |
1) Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальных педагогических исследований по темам самообразования (определение критериев результативности исследования и подбор диагностического инструментария). 2) Обеспечение социально-психологического комфорта. |
1) Реализация индивидуального плана педагогического самообразования. 2) Кооперация и коммуникация с коллегами в ходе реализации проекта. 3) Выполнение распределённых ролей в проекте, работа в составе творческих групп. 4) Ведение дневника педагога-инноватора. 5) Моделирование, создание и совершенствование творческого продукта педагогического самообразования. |
Возможные риски и пути их минимизации:
|
||||
Прогнозируемый результат совместной деятельности по итогам III этапа:
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
IV. Этап распространения эффективного инновационного опыта и итоговой рефлексии: май 2024 г. – декабрь 2024 г. |
||||
Основная задача: сформировать, изучить, оценить, обобщить и распространить инновационный опыт по внедрению модели организации самообразования педагогов в учреждении образования. |
||||
1) Итоговая аналитическая деятельность, оценка результатов проекта, меры достижения поставленных целей. 2) Выявление факторов риска. 3) Реклама, распространение эффективного опыта педагогического самообразования и творческого продукта проекта. 4) Поздравление участников проекта. 5) Комплексно-целевое планирование развития учреждения образования. 6)Планово-прогностическая деятельность: определение содержания, ресурсного обеспечения дальнейшего развития самообразовательной практики педагогов в учреждении образования. 7) Апробация проекта в других учреждениях образования. |
1) Подготовка творческих продуктов педагогического самообразования к презентации, публикации, загрузке на сайт учреждения образования. 2) Распространение эффективного опыта педагогического самообразования для целевой аудитории. 3) Получение обратной связи от целевой аудитории, разработка на её основе рекомендаций к следующему проекту. |
1) Развитие информационной культуры педагога в процессе трансляции эффективного опыта педагогического самообразования. |
1) Определение уровня самообразовательной компетентности педагогов с использованием рефлексивных диагностических методик. 2) Определение динамики уровней самообразовательной компетентности педагогов согласно разработанным критериям. 3) Мотивация педагогов к дальнейшему профессиональному росту. |
1) Оформление и распространение эффективного опыта самообразования: подготовка презентаций, статей, мастер-классов и др. 2) Рефлексивная деятельность по итогам педагогического самообразования в рамках проекта. 3) Планово-прогностическая деятельность |
Возможные риски и пути их минимизации:
|
||||
Прогнозируемые результаты совместной деятельности по итогам IV этапа:
|
||||
Прогнозируемый основной результат реализации инновационного проекта: повышение уровня самообразовательной компетентности педагогических кадров. Предполагаемые сопутствующие результаты: - мобилизация и концентрация интеллектуальных сил педагогических работников в самообразовательной деятельности в рамках определённых педагогических тем в русле общего методического направления деятельности учреждения образования и решения основных целей и задач, стоящих перед коллективом; - организованные комплексная психолого-педагогическая поддержка, информационное обеспечение и методическое сопровождение педагогического самообразования на рабочем месте; - организация труда с открытыми возможностями для самореализации педагогов; - активизация и повышение продуктивности деятельности методических формирований, библиотеки, официального сайта учреждения образования; - улучшение взаимоотношений в педагогическом коллективе, рост удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении; - повышение качества методической работы и образовательной практики. |