Методологический семинар
«Эффективная организация педагогического самообразования»
Дата проведения: 15.09.2021
Цель: скоординировать деятельность педагогов на саморазвитие и самосовершенствование профессиональных компетенций.
Задачи:
- мотивировать педагогов на профессиональное саморазвитие и самосовершенствование через сознательную познавательную деятельность;
- провести самодиагностику готовности к самообразованию, познакомить педагогов с технологией организации самообразования;
- создать благоприятные условия для взаимодействия педагогов.
Форма проведения: семинар.
План проведения
- Организационный момент
- Создание команд
Участники семинара вытягивают карточку по своему предпочтению типу часов и занимают места за столиками с заранее подготовленными надписями:
Заранее подготовленные карточки (по количеству участников). На каждый тип часов (пять типов часов, для деления на команды).
Столик № 1.Механические часы с римскими цифрами
Столик № 2.Классику с арабской нумерацией
Столик № 3.Спортивную модель с подвеской и антишоковой защитой.
Столик № 4.Электронные часы с множеством разнообразных функций.
Столик № 5.Циферблат без цифр, с точками или черточками вместо них.
ТЫ ВЫБИРАЕШЬ |
ТВОЙ ТИП |
СОВЕТ ПСИХОЛОГА |
Механические часы с римскими цифрами |
Ты скорее консерватор. Твой принцип: «Лучшее - враг хорошего» |
Не останавливайся на достигнутом. Постоянно учись новому. |
Классику с арабской нумерацией |
Ты реалист, прагматик. Твой принцип: «Лучше синица в руках…» |
Мечта и полёт фантазии могут открыть тебе новые горизонты. |
Спортивную модель с подвеской и антишоковой защитой. |
Ты легкий человек. Твой принцип: «Завтра будет лучше, чем вчера!» |
Чтобы закрепить успех, учись доводить начатое до конца. |
Электронные часы с множеством разнообразных функций. |
Ты много работаешь. Твой принцип: «кто хочет, тот добьется». |
Бизнес приносит деньги, но он не заменит тебе близких. |
Циферблат без цифр, с точками или черточками вместо них. |
Ты требовательна. Твой принцип: «Каждому по способностям!» |
Учись мыслить шире и помнить точку зрения собеседника. |
- Сообщение темы, цели и задач семинара
- Введение в тему семинара
Самообразование предполагает развитие преподавателя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.
Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.
Педагог может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:
- в профессиональной сфере;
- в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.);
- в сфере педагогической психологии и т.п.
В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом педагог может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную.
- Мотивационный компонент работа с картой педагогической оценки и самооценки готовности к самообразованию
Задание: Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования. Предложите оценить себя коллегам по этой карте.
1.Мотивационный компонент (9-81 очко) значимости непрерывного образования |
|
1. Осознание личной и общественной значимости педагогической деятельности |
123456789 |
2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии |
123456789 |
3. Чувство долга и ответственности |
123456789 |
4. Любознательность |
123456789 |
5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности |
123456789 |
6. Потребность в психолого-педагогическом самообразовании (ППСО) |
123456789 |
7. Потребность в самопознании |
123456789 |
8. Ранговое место ППСО среди 9 наиболее значимых для вас видов деятельности |
123456789 |
9. Уверенность в своих силах |
123456789 |
2. Когнитивный компонент (6-54 очка) |
|
1. Уровень общеобразовательных знаний |
123456789 |
2. Уровень общеобразовательных умений |
123456789 |
3. Уровень педагогических знаний и умений |
123456789 |
4. Уровень психологических знаний и умений |
123456789 |
5. Уровень методических знаний и умений |
123456789 |
6. Уровень специальных знаний |
123456789 |
3. Нравственно-волевой компонент (9-81 очко) |
|
1. Положительное отношение к процессу учения |
123456789 |
2. Критичность |
123456789 |
3. Самостоятельность |
123456789 |
4. Целеустремленность |
123456789 |
5. Воля |
123456789 |
6. Трудоспособность |
123456789 |
7. Умение доводить начатое дело до конца |
123456789 |
8. Смелость |
123456789 |
9. Самокритичность |
123456789 |
4. Гностический компонент (37-153 очка) |
|
1. Умение ставить и разрешать познавательные задачи |
123456789 |
2. Гибкость и оперативность мышления |
123456789 |
3. Наблюдательность |
123456789 |
4. Способность к анализу педагогической деятельности |
123456789 |
5. Способность к синтезу и обобщению |
123456789 |
6. Креативность и ее проявления в педагогической деятельности |
123456789 |
7. Память и ее оперативность |
123456789 |
8. Удовлетворение от познания |
123456789 |
9. Умение слушать |
123456789 |
10. Умение владеть разными типами чтения |
123456789 |
11. Умение выделять и усваивать определенное содержание |
123456789 |
12. Умение доказывать, обосновывать суждения |
123456789 |
13. Умение систематизировать, классифицировать |
123456789 |
14. Умение увидеть противоречия и проблемы |
123456789 |
15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации |
123456789 |
16. Способность отказаться от устоявшейся идеи |
123456789 |
17. Независимость суждений |
123456789 |
5. Организационный компонент (7-63 очка)деятельности |
|
1. Умение планировать время |
123456789 |
2. Умение планировать свою работу |
123456789 |
3. Умение перестраивать систему |
123456789 |
4. Умение работать в библиотеках |
123456789 |
5. Умение ориентироваться в классификации источников |
123456789 |
6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации |
123456789 |
7. Умение владеть различными приемами фиксации прочитанного |
123456789 |
6. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности (5-45 очков) |
|
1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности |
123456789 |
2. Способность к самоанализу и рефлексии |
123456789 |
3. Способность к самоорганизации и мобилизации |
123456789 |
4. Самоконтроль |
123456789 |
5. Трудолюбие и прилежание |
123456789 |
7.Коммуникативные способности (5-45 очков) |
|
1. Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег |
123456789 |
2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональной деятельности |
123456789 |
3. Способность организовать самообразовательную деятельность других |
123456789 |
4. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий |
123456789 |
5. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности |
123456789 |
Итого |
Какие трудности вы испытали во время выполнения данного упражнения, сравните результаты. Обсуждение результатов оценки и самооценки готовности к самообразованию.
Сделайте выводы: педагогу необходимо саморазвитие и самосовершенствование профессиональных компетенций. «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами» (Али Апшерони).
Педагогическое самообразование влияет на качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога. В приложениях материалов семинара вы сможете воспользоваться анкетами для самостоятельной работы: «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии» (приложение 1) «Степень владения навыками самостоятельной работы» (приложение 2)
- Методическое обоснование необходимости и целесообразности самообразовательной деятельности педагогов. Выработка мотивов, побуждающих педагога к самообразованию
Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Условно можно выделить четыре уровня самообразования. Зная характерные особенности каждого из них, педагог сможет определить свой индивидуальный уровень, что, в свою очередь, даст возможность объективно подойти к самооценке себя как профессионала.
Первый уровень – низкий. Деятельность педагога данного уровня характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств (например, накануне проверки), при отсутствии у него необходимой образовательной культуры.
Для педагога, находящегося на втором уровне, среднем, характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей.
Третий уровень – высокий. Педагога этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, осуществляющееся на основе овладения технологией данного вида деятельности (заимствованной и адаптированной, авторской).
Наивысший уровень самообразования присущ таким педагогам, для которых данный вид деятельности становится постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Задание: какие вы считаете могут быть мотивы, побуждающие педагога к самообразованию? (групповая работа в командах, каждая группа предлагает свои мотивы.)
Словарик мотивов, побуждающих педагога к самообразованию.
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Желание творчества. Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики заставляет педагога идти в ногу со временем. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!
Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
- Рассмотрение сути процесса самообразования. Игра «Карусель» Это задание поможет справиться с затруднениями в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач (Работа в командах по составлению памятки по самообразованию)
Суть процесса самообразования заключается в самостоятельной добыче знаний из различных источников, используя эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
Определим источники знаний:
•телевидение;
•газеты, журналы;
•литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
•Интернет;
•видео, аудио;
•платные курсы;
•семинары и конференции;
•мастер-классы;
•мероприятия по обмену опытом;
•экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
•курсы повышения квалификации;
•путешествия.
Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Составляющие процесса самообразования педагога.
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
•Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
•Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
•Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
•Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
•Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
•Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.
•систематический просмотр определённых телепередач;
•чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
•обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
•решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
•посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
•дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
•изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
•систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
•проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
•организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
•изучение информационно-компьютерных технологий;
•посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
•общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;
•ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Задание: Педагоги каждой команды индивидуально записывают проблему, с которой они столкнулись в процессе самообразовательной деятельности и хотели бы найти пути ее решения, на отдельных листках бумаги без указания фамилий. Все листки собираются в коробке и перемешиваются. После этого каждая группа вытягивает оговоренное количество листков с проблемами, анализирует их и предлагает варианты решения проблемы. Никто в группе не знает, чьи проблемы они обсуждают и кому могут оказать действенную помощь. Затем каждая группа представляет свои наработки. Результатом группового взаимодействия будет памятка по самообразованию.
- Обоснование технологии организации самообразования педагогов. Игра «Аукцион». Разработка памяток в помощь педагогу по организации самообразования (групповая работа) и их презентация
Технологию организации самообразования педагогов можно представить в виде следующих этапов:
1 этап – установочный.
Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий.
На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
3 этап – практический
На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретический
В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на Республиканских МО; посещение с обсуждением открытых занятий и другие коллективные формы работы.
5 этап – итогово-контрольный
На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Система самообразовательной работы педагога предусматривает:
-текущее и перспективное планирование;
-подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации;
-овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта;
- постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.
Задание: участники игры получают на группу определённое количество жетонов (45 баллов). За данные жетоны группа в ходе аукциона приобретает лоты (материалы по теме). Каждая группа получает рабочую карточку, которую необходимо заполнить с помощью приобретенных лотов. После окончания аукциона участникам групп предлагается вписать купленные лоты в карточки. Затем каждая группа защищает свои разработанные материалы, при необходимости предлагает другим группам неверно приобретенные лоты.
За 45 жетонов в ходе аукциона постарайтесь приобрести лоты. После окончания аукциона предлагается вписать купленные лоты в карточки (Рабочие карточки). Затем каждая группа защищает свои разработанные материалы, при необходимости предлагает другим группам неверно приобретенные лоты.
Лоты «Аукцион»
Выступление на заседаниях МО, МС, педсовете – 2 балла;
тема самообразования исходя из специфики индивидуальных интересов педагога – 4 балла;
решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему, предмету повышенной сложности или нестандартной формы – 3 балла;
выступление на конференциях – 2 балла;
формулирование цели и задач самообразования – 4 балла;
повышение качества преподавания учебного предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество) – 6 баллов;
составление плана самообразования – 4 балла;
выступление на семинарах – 2 балла;
организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету – 3 балла;
творческий отчёт – 2 балла;
разработка новых форм, методов и приемов обучения – 6 баллов;
2 года – 1 балл;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядности – 6 баллов;
открытые учебные занятия – 2 балла;
участие в форумах – 2 балла;
обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме) – 6 баллов;
чтение конкретных педагогических периодических изданий – 3 балла;
практикум – 2 балла;
тренинг – 2 балла;
дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами – 3 балла;
мастер–класс – 2 балла;
повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры – 7 баллов;
реферат – 2 балла;
ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни - большое препятствие для профессионального роста – 3 балла.
публикации – 2 балла;
создание комплектов методических разработок – 6 баллов;
портфолио – 2 балла;
профессиональные смотры – 2 балла;
изучение и внедрение новых педагогических технологий – 7 баллов;
день открытых дверей – 2 балла;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения – 7 баллов;
систематический просмотр определенных телепередач – 3 балла;
совершенствование своих знаний в области педагогической психологии – 7 баллов;
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования – 6 баллов;
индивидуальное самообразование – 7 баллов;
чтение методической, педагогической и предметной литературы – 3 балла;
выступление на педчтениях – 2 балла;
обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий – 3 балла;
тема самообразования исходя из методической темы школы – 4 балла;
изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов – 3 балла;
педагогический КВН – 2 балла;
изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики – 3 балла;
педагогическая мастерская – 2 балла;
групповое самообразование – 7 баллов;
педагогическая выставка – 2 балла;
проведение открытых уроков для последующего анализа со стороны коллег – 3 балла;
отчёт- 1 балл.
общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете – 3 балла;
выбор направления и темы самообразования – 4 балла;
методические разработки – 2 балла;
выбор формы самообразования – 4 балла;
выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приемов, технологий обучения – 6 баллов;
серия учебных занятий – 2 балла;
систематическое прохождение повышения квалификации – 3 балла;
определение круга источников информации – 4 балла;
педагогические викторины – 2 балла;
определение результата самообразования – 4 балла;
изучение информационно-компьютерных технологий – 3 балла;
анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета – 4 балла;
профессиональные конкурсы – 2 балла;
тема самообразования исходя из педагогических затруднений – 4 балла;
посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег – 3 балла;
4 года – 1 балл.
Карточки для работы в группах
Группа 1(рабочая карточка)
Этапы самообразования и примерный план работы над темой
Самообразование включает в себя несколько этапов: |
|
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
|
8. |
|
9. |
|
10. |
Личный план самообразования педагога
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
Группа 1(контрольная карточка)
Этапы самообразования и примерный план работы над темой
Самообразование включает в себя несколько этапов:
Выбор направления и темы самообразования.
Формулирование цели и задач самообразования.
Определение круга источников информации.
Выбор формы самообразования.
Составление плана самообразования.
Определение результата самообразования.
Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Отчёт.
Личный план самообразования педагога
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
название темы
цель, задачи
этапы работы
сроки выполнения каждого этапа
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
способ демонстрации результата проделанной работы
форма отчета по проделанной работе
Группа 2 (рабочая карточка)
Тема, цели, задачи и формы самообразования
Тема самообразования определяется, исходя из:
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
|
8. |
|
9. |
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от ____-х до _____-х лет.
Целями самообразования могут быть:
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Формы самообразования педагога
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: _____________ и ______________. В ___________ форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. _____________ форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
Группа 2 (контрольная карточка)
Тема, цели, задачи и формы самообразования
Тема самообразования определяется, исходя из:
1) методической темы школы;
2) затруднений педагогов;
3) специфики их индивидуальных интересов.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 4-х лет.
Целями самообразования могут быть:
повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
изучение и внедрение новых педагогических технологий;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Формы самообразования педагога
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальные и групповые.В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
Группа 3 (рабочая карточка)
Определите виды деятельности, которые составляют процесс самообразования.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
|
8. |
|
9. |
Группа 3 (контрольная карточка)
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:
систематический просмотр определенных телепередач,
чтение конкретных педагогических периодических изданий,
чтение методической, педагогической и предметной литературы,
обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий,
решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему, предмету повышенной сложности или нестандартной формы,
посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег,
дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами,
изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов,
изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики,
систематическое прохождение повышения квалификации,
проведение открытых уроков для последующего анализа со стороны коллег,
организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету,
изучение информационно-компьютерных технологий,
общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете,
ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни - большое препятствие для профессионального роста.
Группа 4(рабочая карточка)
Результат и формы представления материалов по самообразованию
Результат самообразования
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно).
Результаты самообразования могут быть следующими:
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
Группа 4 (контрольная карточка)
Результат и формы представления материалов по самообразованию
Результат самообразования
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно).
Результаты самообразования могут быть следующими:
повышение качества преподавания учебного предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования,
разработка новых форм, методов и приемов обучения,
разработка дидактических материалов, тестов, наглядности,
выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приемов, технологий обучения,
создание комплектов методических разработок,
обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Группа 5 (рабочая карточка)
Формы представления результатов самообразования могут быть различны:
Выступления (отчет) на: |
Проведение: |
Подготовка: |
Участие в профессиональных: |
Группа 5 (контрольная карточка)
Формы представления результатов самообразования могут быть различны:
Выступления (отчет) на: заседаниях МО, МС, педсовете, семинарах, конференциях, педчтениях, форумах. |
Проведение: практикума, тренинга, мастер–класса, открытых учебных занятий, творческого отчёта, педагогической мастерской, дня открытых дверей, педагогической выставки. |
Подготовка: реферата, публикаций, методических разработок, серии учебных занятий, портфолио, педагогического проекта |
Участие в профессиональных: конкурсах смотрах КВНах викторинах |
- Рассмотрение алгоритма работы педагога над индивидуальной методической темой (проблемой) плана самообразования
АЛГОРИТМ работы педагога над индивидуальной
методической темой (проблемой) плана самообразования
1.Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
ознакомление с литературой;
ознакомление с нормативно-правовыми документами;
изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
2.Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
составление картотеки литературных источников;
выписки из литературных источников.
3.Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
обоснование выбора темы;
актуальность и новизна;
выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
формулирование цели и задач работы;
разработка календарного плана индивидуальной работы.
4.Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
5.Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
6.Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7.Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.
- Сетевое взаимодействие как одна из форм непрерывного самообразования педагога и повышения его квалификации
Повышение профессионального мастерства в современной педагогике сегодня немыслимо без использования современных информационно – телекоммуникационных технологий, средств телекоммуникаций с использованием сети Интернет: сетевое взаимодействие
Преимущества данной формы
• проявление собственной инициативы;
• коллективная поддержка и оценка своей инициативы;
• участие в поддержке и оценке других инициатив;
• участие в складывании общей цели, общей системы ценностей (профессиональных);
• участие в формировании общих критериев эффективности деятельности, представление совместной деятельности;
• участие в управлении совместной деятельностью, влияние на распределение ресурсов для осуществления деятельности
Рассмотрим модели сетевого взаимодействия
On-line-тренинги;
Скайп – консультации;
Сетевые проекты;
On-lineанкетирование;
Переписка с родителями;
Квесты;
Сетевые родительские собрания.
электронный дневник.
- Подведение итогов.
Хочется подчеркнуть, что самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую работу. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.
Показатели эффективности педагогического самообразования — это прежде всего качество организованного педагогом учебного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Благодарим за работу!
Приложение 1
Оценка реализации потребностей педагогов в развитии
Анкета № 1
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
Я стремлюсь изучить себя. |
||
Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами. |
||
Возникающие препятствия стимулируют мою активность. |
||
Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя. |
||
Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время. |
||
Я анализирую свои чувства и опыт. |
||
Я много читаю. |
||
Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам. |
||
Я верю в свои возможности. |
||
Я стремлюсь быть более открытым человеком. |
||
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди. |
||
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты. |
||
Я получаю удовольствие от освоения нового. |
||
Возрастающая ответственность не пугает меня. |
||
Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе. |
Анкета № 2
Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:
5 – да (препятствуют или стимулируют);
4 – скорее да, чем нет;
3 – да и нет;
2 – скорее нет;
1 – нет.
Препятствующие факторы: |
|
Собственная инерция. |
12345 |
Разочарование из-за имевшихся ранее неудач. |
12345 |
Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей. |
12345 |
Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.). |
12345 |
Состояние здоровья. |
12345 |
Недостаток времени. |
12345 |
Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства. |
12345 |
Стимулирующие факторы: |
|
Методическая работа в УО. |
12345 |
Обучение на курсах. |
12345 |
Пример и влияние руководителей. |
12345 |
Организация труда в УО. |
12345 |
Внимание к этой проблеме руководителей. |
12345 |
Доверие. |
12345 |
Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования |
12345 |
Занятия самообразованием. |
12345 |
Интерес к работе. |
12345 |
Возрастающая ответственность. |
12345 |
Возможность получения признания в коллективе. |
12345 |
Обработка анкет
Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.
Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.
Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.
Данные заносятся в таблицу.
Сумма баллов по второй анкете также заносятся в таблицу.
Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:
К = К (фактическое) : К (максимальное)
Где: К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных в анкетах,
К (максимальное) – максимально возможное количество баллов в анкетах.
Занесите данные в таблицу:
Обучение, развитие и саморазвитие педагога
Приложение 2
Анкета № 3
Степень владения навыками самостоятельной работы
№ п/п |
Критерии оценки |
Самооценка |
1 |
Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов. |
|
2 |
Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы развития детей. |
|
3 |
Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти. |
|
4 |
Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы. |
|
5 |
Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов. |
|
6 |
Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц. |
|
7 |
Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение. |
|
8 |
Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач ее изучения. |
|
9 |
Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных заданий. |
|
10 |
Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию. |
Условные обозначения степени владения теми или иными навыками:
+ владею свободно,
? владею посредственно, вызывает затруднение,
! не владею.
Приложение 3
Терминологический словарик мотивов, побуждающих педагога к самообразованию.
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Желание творчества. Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики заставляет педагога идти в ногу со временем. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!
Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Приложение 4
Функции самообразования
(по М. Князевой)
Экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний.
Ориентировочная — определение себя в образовательном пространстве, своего места в обществе.
Компенсаторная — преодоление недостатков. образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре.
Саморазвития — развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей и др.
Методологическая — формирование образа мира, своего места в мире, определение пути профессионального бытия.
Коммуникативная — установление связей между науками, специальностями, возрастом.
Сотворческая — доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества.
Омолаживания — преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте.
Психотерапевтическая — сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни.
Геронтологическая — поддержание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма.
Основные принципы самообразования.
непрерывность,
целенаправленность,
интегративность,
единство общей и профессиональной культуры,
взаимосвязь и преемственность,
доступность,
опережающий характер,
перманентность перехода от низкой ступени к
высшей,
вариативность и др.
Приложение 5
Составляющие процесса самообразования педагога.
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Приложение 6
Этапы самообразования и примерный план работы над темой
Самообразование включает в себя несколько этапов:
1. Выбор направления и темы самообразования.
2.Формулирование цели и задач самообразования.
3.Определение круга источников информации.
4.Выбор формы самообразования.
5.Составление плана самообразования.
6.Определение результата самообразования.
7.Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Отчёт.
Приложение 7
Личный план самообразования педагога
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
название темы
цель, задачи
этапы работы
сроки выполнения каждого этапа
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
способ демонстрации результата проделанной работы
форма отчета по проделанной работе
Приложение 8
Тема, цели, задачи и формы самообразования
Тема самообразования определяется, исходя из:
1) методической темы учреждения;
2) затруднений педагогов;
3) специфики их индивидуальных интересов.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 4-х лет.
Целями самообразования могут быть:
повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
изучение и внедрение новых педагогических технологий;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Формы самообразования педагога
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальные и групповые. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
Приложение 9
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:
систематический просмотр определенных телепередач,
чтение конкретных педагогических периодических изданий,
чтение методической, педагогической и предметной литературы,
обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий,
решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему, предмету повышенной сложности или нестандартной формы,
посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег,
дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами,
изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов,
изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики,
систематическое прохождение повышения квалификации,
проведение открытых уроков для последующего анализа со стороны коллег,
организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету,
изучение информационно-компьютерных технологий,
общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете,
ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни - большое препятствие для профессионального роста.
Приложение10
Результат и формы представления материалов по самообразованию
Результат самообразования
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно).
Результаты самообразования могут быть следующими:
повышение качества преподавания учебного предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования,
разработка новых форм, методов и приемов обучения,
разработка дидактических материалов, тестов, наглядности,
выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приемов, технологий обучения,
создание комплектов методических разработок,
обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Приложение 11
Формы представления результатов самообразования могут быть различны:
Выступления (отчет) на: заседаниях МО, МС, педсовете, семинарах, конференциях, педчтениях, форумах. |
Проведение: практикума, тренинга, мастер–класса, открытых учебных занятий, творческого отчёта, педагогической мастерской, дня открытых дверей, педагогической выставки. |
Подготовка: реферата, публикаций, методических разработок, серии учебных занятий, портфолио, педагогического проекта |
Участие в профессиональных: конкурсах смотрах КВНах викторинах |
Приложение 12
Примерные темы для самообразования
Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.
«Интерактивные методики на занятиях дополнительного образования»;
«Технология проектного метода обучения»;
«Технология развития критического мышления»;
«Здоровьесберегающие технологии»;
«Портфолио педагога и учащихся»;
«Интегрированные уроки»;
«Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля»;
«Работа с одаренными детьми»;
«Дифференцированное обучение».
1.Формирование творческой личности.
2.Организация работы с одарёнными детьми.
3.Личностно ориентированный подход к воспитанию.
4.Особенности групповой работы с воспитанниками.
5.Технология индивидуальной работы с воспитанниками.
6.Формирование навыков здорового образа жизни у детей.
7.Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни.
10.Организация профориентационной работы в учреждении образования .
12.Использование интерактивных технологий на занятиях в учреждении дополнительного образования.
13.Игровые моменты на занятиях в учреждении дополнительного образования .
15.Развитие активности, самостоятельности, ответственности воспитанников на основе деятельностного подхода к обучению.
16.Развитие личности ребёнка, его способности, мотивация к занятиям в учреждении дополнительного образования.
17.Информационные технологии обучения.
20.Психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся.
21.Изучение психологических особенностей воспитанников важное условие повышения эффективности обучения и воспитания.
22.Эффективные средства развития критического мышления школьников.
23.Проектная деятельность воспитанников.
Приложение 13
АЛГОРИТМ
работы педагога над индивидуальной
методической темой (проблемой) плана самообразования
1.Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
ознакомление с литературой;
ознакомление с нормативно-правовыми документами;
изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
2.Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
составление картотеки литературных источников;
выписки из литературных источников.
3.Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
обоснование выбора темы;
актуальность и новизна;
выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
формулирование цели и задач работы;
разработка календарного плана индивидуальной работы.
4.Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
5.Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
6.Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7.Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.
Подведение итога:
Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.
Показатели эффективности педагогического самообразования — это прежде всего качество организованного педагогом учебного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Приложение 14
Сетевое взаимодействие