Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Как помочь подростку, пока он не стал "трудным"

Дата: 26 октября 2020 в 17:40

Как услышать подростка, пока он не стал «трудным»

Мало найдется детей, которые никогда не доставляют учителю головной боли. Но некоторые ученики буквально сводят с ума: отвлекают других, отказываются участвовать в работе, устраивают драки. Как работать, если появился такой непутевый ученик в школе? 
Не принимайте все на свой счет
Встреча с «неподдающимся» ребенком – серьезное испытание и может больно ударить по самооценке учителя. Могут возникнуть мысли: «это моя вина, я сделал/а что-то не так»; «это он назло, пользуется моей слабостью/неопытностью»; «если я не смогу справиться – я никудышный педагог».
Поведение ребенка – это сложное уравнение. В нем замешаны темперамент, воспитание, ситуация в семье, жизненные обстоятельства, школьные нагрузки, отношения с одноклассниками. Вы тоже влияете на него, но не несете полную ответственность.
Помните: ребенку тоже трудно
Не стоит приписывать ученику злой умысел, желание «достать» лично вас. Это его жизнь, и он проживает ее так, как может. Его гнев или обида могут быть направлены на вас или кого-то из других детей. Но за этим стоит внутреннее, более глубокое чувство: «мне трудно», «мне одиноко» «я растерян». Попытайтесь понять мотивы поведения ученика. Если ученик постоянно отвлекается или мешает другим – скорее всего, он просто не может по-другому. Или таким образом неосознанно просит о помощи. 
Проанализируйте ситуацию
Чтобы проанализировать, чем именно вызвано девиантное поведение ребенка в школе, попытайтесь ответить на несколько вопросов:
1. В чем именно проявляются трудности ребенка в адаптации?
2. Когда, в каких условиях они возникают?
3. Может быть, ребенок закатывает истерики из-за замечаний, но делает это только на публике?
4. Или огрызается на всех, но только в конце недели из-за накопившейся усталости?
5. Изменилось ли поведение ребенка в последнее время, или он с самого начала вел себя именно так?
Узнайте о трудном ребенке побольше. Кто о нем заботится? Какая обстановка у него дома? Какой стиль воспитания практикуют родители? Они авторитарны или, напротив, много разрешают ребенку? Может быть, они совсем не интересуются его делами? Как они относятся к его успехам и трудностям? Как оценивают его способности? Каковы мотивы поведения ученика?
Наконец, поговорите с самим ребенком. Что он думает о школе, о классе? В чем ему трудно, что ему нравится и не нравится, что раздражает? Попробуйте оценить, как ребенок относится к учебе, что для него достижения, успех, провал? Чего бы ему хотелось от вас и от класса?
Своим поведением любой ребенок посылает вовне какой-то сигнал. Например: «Мне тяжело, я не справляюсь». Или: «Мне это не интересно». Или: «Мне кажется, меня здесь не принимают». Попробуйте считать этот сигнал, опираясь на свои наблюдения. Чтобы выяснить мотивы поведения ученика, может потребоваться несколько недель и помощь школьного психолога.
Прежде всего – как бы вы описали личность этого ребенка? Кто он по темпераменту? Можно воспользоваться классификацией Гиппенрейтер из книги «У нас разные характеры». Это адаптация классической типологии характеров. Она описывает и особенности поведения, и варианты работы с разными людьми – в том числе в детском возрасте.
Стресс-фактор
В психологии существует понятие стресс-фактор или стрессор. Под ним понимают, фактор, который вызывает у человека стресс. Это может быть как физический фактор, такой как голод, недостаток витаминов, боль или усталость, так и психологический – конфликтная ситуация, общественное давление, проблемы в семье.
Как определить стресс-фактор
Попробуйте определить, есть ли стресс-фактор, который заставляет ребенка чувствовать себя не в своей тарелке. Часто проблемы в начальной школе связаны со страхом ошибок, оценки и сравнения. Ребенок может реагировать на них по-разному: становиться шумным, раздражительным, закрытым.
Протестное поведение, замкнутость, низкая мотивация могут быть связаны и с тем, что ребенку сложно дается задание. Это нормальная ситуация. В младшем школьном возрасте продолжают формироваться связи между разными структурами головного мозга. Недостаточная сформированность регуляторных функций, смысловой стороны речи, зрительно-пространственных функций или слухоречевой памяти могут быть причинами сложностей в освоении навыка чтения, счета и письма.
Покажите ребенку, что вы на его стороне
Ребенку в любом случае важно чувствовать себя услышанным и понятым. Ему трудно дается материал, он не чувствует себя в своей тарелке в школе или новом классе, он не может разобраться в своем состоянии – все это доставляет дискомфорт прежде всего ему самому. Попробуйте поставить себя на место ребенка и попытаться почувствовать, что конкретно доставляет ему дискомфорт. У каждого человека есть склонность к эмпатии, которая поможет это сделать.
Если ученик с девиантным поведением провоцирует вас, реагируйте не на его вызов, а на ту эмоцию, которая скрывается за ним. Признайте его право быть рассерженным, растерянным, расстроенным. После урока предложите разобраться: «Давай подумаем, почему так получилось. Давай, разберем, что не так». Разговаривайте и пробуйте понять причину бурных эмоций, это поможет вам подобрать нужные слова для разговора о происходящем.
Покажите ребенку, что вы готовы делать шаги ему навстречу. Например, если ему трудно дается какой-то момент урока – предложите поработать над ним вместе. Если ему трудно отвечать при всех – пусть отвечает вам наедине. Дайте ребенку понять, что его проблему можно решить, и он тоже может участвовать в этом.
Чтобы справляться со сложными переживаниями, нужно учиться их понимать и называть. А если ребенок злится и никак не может успокоиться, попробуйте научить его техникам саморегуляции. 
Создайте команду помощи
Если у вас есть гипотеза, обсудите ее с «группой поддержки» ребенка. В идеале, в нее должны входить учитель, родители, школьный психолог и социальный педагог. Попробуйте поговорить с каждой из сторон, выработать совместную линию (можно создать для этого отдельный чат). Поговорите с одноклассниками о поведении их товарища. Избегайте обвиняющего и обесценивающего тона, оскорблений («он у нас дурачок», «не обращайте на него внимания», «что поделать, такой уродился»). Сделайте акцент на том, что все мы разные, сложности могут быть у всех. Это помогает сформировать нормальное отношение к индивидуальным различиям и к сложностями, с которыми все люди сталкиваются. 
Помните, что трудности ребенка в классе может усугубить изоляция и травля со стороны других. Лучше действовать на опережение: заранее создать такую атмосферу, которая бы не допускала этого.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.